Александр Спендиарян: весь свой талант выдающийся композитор отдал армянскому народу

Поделиться

Имя выдающегося армянского композитора и дирижера Александра Спендиарова (Спендиаряна) пользуется широчайшей известностью, а композиции исполняются на лучших театральных сценах мира. А что нам о нем известно?
Будущий композитор родился 1 ноября 1871 года в городе областного значения – Каховка, в Херсонской области Украины. Музыкальные способности унаследовал от матери, хорошо владевшей фортепиано. Александр Афанасьевич был учеником Н. Кленовского и Римского-Корсакова, наряду с Комитасом, Чухаджяном, он является основоположником армянской классической музыки. Многосторонняя одаренность Александра Спендиарова проявилась еще в раннем детстве, однако преобладающий интерес к музыке возник позже. С 7 лет он начинает сочинять, а с 9 — обучаться игре на фортепиано и скрипке. А в 1890 году он переезжает в Москву, где через пять лет заканчивает юридический факультет университета.

 

 

Композитор часто утверждал, что основу для своего творчества он черпал из народных напевов, армянской литературы, поэзии, истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики.

В 1877 по 1924 годы, с небольшими перерывами Спендиаров жил в Крыму, в частности в Симферополе, Ялте и Судаке. Решающая для Спендиарова встреча с Н. А. Римским-Корсаковым состоялась в 1896 году, когда Римский-Корсаков высоко оценил композиторский талант Спендиарова и ввел его в круг петербургских музыкантов.

Еще в детские годы Спендиаров познакомился с народной музыкой Украины и Крыма. Записал и обработал множество украинских и крымскотатарских народных песен. В 1921 году написал «Украинскую сюиту» и музыку к стихотворению «Завещание» Тараса Шевченко.

В последующие годы Спендиаров создал множество романсов, хоровых сочинений, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес. Среди последних выделяются две тетради «Крымских эскизов» (1903 и 1912) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905).

Спендиаров обосновался в Крыму, изредка выезжая в Москву, Петербург, Тифлис, где выступал как дирижер. Он встречался с крупнейшими деятелями русской культуры — Чеховым, Л. Н. Толстым, Ф. И. Шаляпиным, А. М. Горьким (на текст поэмы Горького он написал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея», 1902); тесные дружеские отношения установились у Спендиарова с его учителем Н. А. Римским-Корсаковым, а также А. К. Глазуновым.

Ялтинский дом на улице Екатерининской, где с 1901 по 1924 годы жил композитор, становится колыбелью музыкальной жизни, очагом подлинной духовности, это был насыщенный и плодотворный период расцвета таланта композитора. В этом доме композитор пережил и самые счастливые годы жизни, и минуты грусти, озаряя всех восторгом, а печаль и муки оставляя себе. Вскоре в его гостиной начали устраивать концерты и репетиции. Радушно встречал Спендиаров у себя литераторов, художников, музыкантов, людей разных профессий, наклонностей и возрастов. У всех, кто у него бывал, лично встречался и беседовал с ним, сохранился образ человека высокообразованного, доступного, ласкового и щедрого, а главное – человека с открытым для всех сердцем. Окружение Спендиарова – понятие почти безграничное. Достаточно перечислить имена гостей его дома: Чехов, Горький, Куприн, Репин, Айвазовский, Суренянц, Рахманинов, Шаляпин, Глазунов, украинский композитор Василенко, Лядов, Кюи, Аренский и многие другие.

В 1908 году он был избран председателем правления Общества любителей музыкального и драматического искусства, а двумя годами позже – товарищем председателя ялтинского отделения Русского музыкального общества (РМО). Спендиаров был избран также председателем армянской общины Ялты. В этот период жизни был создан ряд крупнейших произведений – симфоническая поэма «Три пальмы» на слова Лермонтова, две серии «Крымских эскизов» и другие.

Александр Спендиаров и Александр Глазунов

Документы свидетельствуют о том, что после установления Советской власти в Крыму А. А. Спендиаров работал над оперой «Алмаст», руководил первыми самодеятельными хорами и оркестрами, участвовал в организации музыкальной школы, изучал и обрабатывал русские, украинские и другие народные песни, в том числе «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу» и «Красное знамя». В 1921 году за активное участие в строительстве новой жизни Крымревком выдал Спендиарову охранную грамоту.


Александр Спендиаров в мастерской Сергея Меркурова

Начиная со второго десятилетия XX века усилился его интерес к армянскому искусству. В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. В 1924 году композитор переезжает в Ереван и весь свой талант отдает армянскому народу.

После приезда в Ереван он сразу же выступил в прессе со специальной статьей о роли симфонической музыки в воспитании эстетических вкусов народа. До Спендиарова армянская музыка была преимущественно вокальной, композитор, как писал в последствии Арам Хачатурян, «поднял ее потолок, сделал другими масштабы и критерии». Всегда была на исторической родине и живая работа: знакомство с оркестрами восточной музыки, квинтета реконструированных восточных инструментов, составление плана организации музыкального издательства Армении, первое исполнение в Ереване Симфонии № 3 Бетховена, наконец, создание симфонического оркестра при Ереванской консерватории.

Этот период ознаменован и расцветом композиторской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности Спендиарова. Глубоко проникнув в сущность народной армянской музыки, он создал такие произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст». Музыка оперы «Алмаст» обладает выдающимися художественными достоинствами. Произведение заслужено является одной из вершин армянской оперы и всего армянского музыкального искусства. Премьера оперы состоялась 20 января 1933 года – в день открытия государственного Оперного театра, позже названного в честь выдающегося композитора.

Арам Хачатурян, встречавшийся со Спендиаровым и официально, и полуофициально, и просто дружески, вспоминал: «Александр Афанасьевич был меньше всего «классиком» в возвышенном смысле….Небольшого роста, в очках, умные глаза, обаятельная улыбка, выразительное лицо. Человек удивительно простой в общении с людьми, немного стеснительный, всегда внимательный к собеседнику, предельно ясный в суждениях, стремлениях, действиях.

С огромным волнением я приносил ему на суд свои первые композиторские опыты, но его вдумчивое, серьезное отношение к моему творчеству, внимательность и участие вдохновляли и поощряли меня».

К значимым произведениям из творчества Спендиарова можно отнести: «Птичка Божия», менуэт «Berceuse», «Ветка Палестины», баллада на слова М. Горького «Рыбак и фея», элегия на слова Некрасова «Несжатая полоса», симфоническая картина «Три пальмы» по Лермонтову, балет «Семь дочерей короля джиннов» и другие.

В 1926 году композитор получает звание народного артиста Армянской ССР. Трижды (1908, 1910, 1912) удостаивался премии М. И. Глинки. Одна из центральных улиц Еревана названа в честь великого композитора и дирижера, улицы имени Спендиарова есть в крымских городах Ялте и Судаке. Его имя с 1972 года носит ялтинская музыкальная школа. Также имя А. Спендиарова носит Армянский академический театр оперы и балета в Ереване, на территории которого ему возвели памятник.

Композитор скончался в Ереване 7 мая 1928 года.


Поделиться

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *