Звезды джаза. Легенды мировой джазовой сцены – Арт Тейтум

Поделиться

Arthur «Art» Tatum (13.10.1909 – 5.11.1956) — американский джазовый композитор, пианист. Экспериментатор и новатор, обладатель феноменальной техники исполнения в стиле «страйд» — подразумевающей изменение гармонии стандартов, использование гамм и арпеджио всей клавиатуры. Считается, что именно его манера игры предвосхитила появление гармоничного языка бибопа.

От рождения слепой, Артур переносит в детстве несколько операций, которые частично возвращают зрение одному глазу, мальчик начинает различать контуры окружающих его вещей. В колумбусовской спецшколе для слепых он к 13 годам играет на фортепиано и скрипке, но в дальнейшем не получает какого-либо специального образования. После игры в клубах Толидо, у себя на родине, Тэйтум попадает на радио и его программы пользуются успехом по всей стране. В 1932 году молодой человек переезжает в Нью-Йорк, где работает аккомпаниатором Аделаиды Холл в клубе Оникс, оттачивая уникальную манеру игры, привлекающую многих слушателей. В 1935 году перебирается в Чикаго, где на протяжении года руководит оркестром клуба Three Deuces, после чего вновь возвращается в NY. Собранный Артуром секстет в 1938 году успешно гастролирует за пределами США, в Лондоне. В период до 1945 года Тэйтум собирает трио с участием Слэма Стюарта (контрабас) и Тайни Граймса (гитара), записывает дуэт с Биг Джо Тернером, выступает с Барни Бигартом, Бейли Милдредом, Хоукинсом Коулменом и другими известными музыкантами. Его исполнение оказало значительное влияние на Билли Тейлора Оскара Питерсона и прочих последователей боле позднего периода.

Джеймс Коллиер отводит Тэйтуму немало места в своей книге «Становление джаза». Он пишет, что Артур использует невероятные арпеджио и пассажи по всей клавиатуре, стремительно перемещаясь по ней из конца в конец, что становится отличительной чертой уникального стиля исполнителя. Но, в то же время музыкант экспериментирует и с рваными формами, угловатыми фразами, которые, тем не менее, доводит до логического завершения. Со временем Тэйтум все чаще экспериментирует с тональностью, перенося мелодическую линию на полтона или даже в пределах одного такта. Эта смена — один из ярких приемов Артура, усиливающая колорит музыки. Он обожал подменять привычные аккорды, исполняемые на духовых инструментах, новыми — иной раз даже целой серией, после которой невозмутимо возвращался к основной мелодии.

Уникальность экспериментов Арта заключалась в том, что он не просто пробовал что-то новое в рамках гармонической основы, но перекраивал ее всю, что не было принято в джазовой практике до него. Способность музыканта окружать основную мелодию нестандартными пассажами без искажения гармоничной линии, удивляла его слушателей и коллег. Он без труда исполнял двойные тона и арпеджио в быстром темпе, что подвергало окружающих в изумление — напомним, Тэйтум почти слеп и не имеет специального образования. Самые сложные обороты давались ему, казалось, с дьявольской легкостью и непринужденностью, он элегантно справлялся с тем, что до него никто в джазе даже не пытался сделать. Так, композиция «Tiger Rag» была исполнена в темпе 370 ударов в минуту, а «I Know That You Know» — 450. При этом бешеная скорость не была самоцелью — Артур не исказил ни одного своего фирменного элемента. Просто… он играл быстрее других.

Репертуар Тэйтума состоял в основном из музыки Great American Songbook — Tin Pan Alley, Broadway и другой популярной музыки 1920—1940-х годов. Он играл собственные обработки нескольких классических фортепианных пьес, в частности, большую известность ему принесло исполнение «Юморески № 7» Антонина Дворжака и «Элегии» Жюля Массне. Хотя Арт не проявил себя в качестве композитора, его версии популярных мелодий были очень оригинальными и граничили с собственными сочинениями.

Лейблы: Capitol, Verve

Награды: Grammy Lifetime Achievement Award

Дискография Арта Тейтума:

Art Tatum Piano Impressesions, ARA A-1, date unknown c.1940s

Art Tatum Piano Solos, Asch 356, c.1945

Footnotes to Jazz, Vol. 2: Jazz Rehearsal, II- Art Tatum Trio, Folkways Records, 1952

Makin’ Whoopee, Verve, 1954

The Greatest Piano Hits of Them All, Verve, 1954

Genius of Keyboard 1954–56, Giants of Jazz

Still More of the Greatest Piano Hits of Them All, Verve, 1955

More of the Greatest Piano Hits of All Time, Verve, 1955

The Art Tatum–Ben Webster Quartet, Verve, 1956, reissued as The Tatum Group Masterpieces, Volume Eight, Pablo, 1975

The Essential Art Tatum, Verve, 1956

Capitol Jazz Classics – Volume 3 Solo Piano, Capitol M-11028, 1972

Masterpieces, Leonard Feather Series MCA2-4019, MCA, 1973

God is in the House, Onyx, 1973 [re-released on High Note, 1998]

Piano Starts Here, Columbia, 1987

The Complete Capitol Recordings, Vol. 1, Capitol, 1989

The Complete Capitol Recordings, Vol. 2, Capitol, 1989

Solos 1940, Decca/MCA, 1989

The Tatum Group Masterpieces, Vol. 6, Pablo, 1990

The Tatum Group Masterpieces, Vol. 7, Pablo, 1990

The Tatum Group Masterpieces, Vol. 4, Pablo, 1990

The Tatum Group Masterpieces, Vol. 2, Pablo, 1990

The Tatum Group Masterpieces, Vol. 3, Pablo, 1990 (The Lionel Hampton Art Tatum Buddy Rich Trio)

The Tatum Group Masterpieces, Vol. 1, Pablo, 1990

Art Tatum at His Piano, Vol. 1, Crescendo, 1990

The Complete Pablo Group Masterpieces, Pablo, 1990

Classic Early Solos (1934–37), Decca Records, 1991

The Complete Pablo Solo Masterpieces, Pablo, 1991

The Best of Art Tatum, Pablo, 1992

Standards, Black Lion, 1992

The V-Discs, Black Lion, 1992

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 1, Pablo, 1992

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 2, Pablo, 1992

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 3, Pablo, 1992

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 4, Pablo, 1992

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 5, Pablo, 1992

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 6, Pablo, 1992

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 7, Pablo, 1992

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 8, Pablo, 1992

I Got Rhythm: Art Tatum, Vol. 3 (1935–44), Decca Records, 1993

Fine Art & Dandy, Drive Archive, 1994

The Art Tatum Solo Masterpieces, Vol. 2, Pablo, 1994

Marvelous Art, Star Line Records, 1994

House Party, Star Line Records, 1994

Masters of Jazz, Vol. 8, Storyville (Denmark), 1994

California Melodies, Memphis Archives, 1994

1934–40, Jazz Chronological Classics, 1994

1932–44 (3 CD Box Set), Jazz Chronological Classics, 1995

The Rococo Piano of Art Tatum, Pearl Flapper, 1995

I Know That You Know, Jazz Club Records, 1995

Piano Solo Private Sessions October 1952, New York, Musidisc (France), 1995

The Art of Tatum, ASV Living Era, 1995

Trio Days, Le Jazz, 1995

1933–44, Best of Jazz (France), 1995

1940–44, Jazz Chronological Classics, 1995

Vol. 16-Masterpieces, Jazz Archives Masterpieces, 1996

20th Century Piano Genius (20th Century/Verve), 1996

Body & Soul, Jazz Hour (Netherlands), 1996

Solos (1937) and Classic Piano, Forlane, 1996

Complete Capitol Recordings, Blue Note, 1997

Memories Of You (3 CD Set) Black Lion, 1997

On The Sunny Side Topaz Jazz, 1997

1944, Giants Of Jazz, 1998

Standard Sessions (2 CD Set), Music & Arts, 1996 & 2002/Storyville 1999

Piano Starts Here – Live at The Shrine (Zenph Re-Performance), Sony BMG Masterworks, 2008

Art Tatum – Ben Webster: The Album (Essential Jazz Classics) 2009


Поделиться

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *