Франц Шуберт (1797—1828)

Поделиться

Франц Шуберт

Первый композитор-романтик, открывший это направление для своих последователей, но так и не оцененный при жизни.

Франц Шуберт родился в 1797 г. в предместье Вены — Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано, и вскоре он уже принимал участие в домашнем исполнении струнных квартетов. Франц обладал не только абсолютным слухом, но и прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре — ему доверяли трудные сольные партии. Когда Францу исполнилось 11 лет, его определили в конвикт — школу подготовки церковных певчих.

Здесь редкие музыкальные дарования мальчика были замечены и оценены по достоинству. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижера. Именно здесь, в конвикте, Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями; узнал музыку Моцарта и Бетховена, в которую влюбился на всю жизнь.

Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения — фантазия для фортепиано и несколько песен. Выдающиеся способности мальчика привлекли внимание знаменитого придворного композитора Сальери, и он взял Шуберта в ученики. Франц занимался с Сальери около года.

Однако отца Франца тревожило столь сильное увлечение мальчика музыкой. Профессия музыканта в большинстве случаев не могла обеспечить безбедное существование, путь к славе долог и тернист, и пробиваются к ней единицы. Зная все это, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли помешать Францу заниматься любимым делом: Шуберт решил порвать с конвиктом — не тратить драгоценное время на учебники и зубрежку, а целиком посвятить себя музыке.

28 октября 1813 г. он закончил свою первую симфонию ре-мажор. На последнем листе партитуры Шуберт написал: «Окончание и конец», то есть окончание симфонии и конец конвикту.

Однако надо было зарабатывать на жизнь, и Шуберт устроился помощником учителя (сейчас эту должность назвали бы учитель начальной школы). Он должен был обучать детей грамоте и счету. И именно в те три года, что он прослужил в этой должности, с 1814 по 1817 г., Шуберт написал множество произведений. Только в 1815 г. создано две симфонии, две мессы, две фортепианные сонаты, струнный квартет, четыре оперы и 144 песни. Одна из них — знаменитая баллада «Лесной царь», одно из лучших воплощений романтизма в музыке. История ее создания весьма характерна для Шуберта.

«Однажды, — вспоминает Шпаун, друг композитора, — мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух «Лесного царя». Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова». Шуберт многое делал именно по наитию, в порыве вдохновения.

Работа учителя отнимала слишком много времени и сил. В конце концов, Шуберт решил оставить ее, и результатом этого решения была серьезная ссора с отцом.

Франц Шуберт: биография и творчество - Nacion.ru
Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Лишившись материальной поддержки семьи, испытывая большую нужду и лишения, он неустанно создавал одно произведение за другим.

Материальные невзгоды помешали ему жениться на любимой девушке. Он полюбил Терезу Гроб — девушку, которая пела в церковном хоре. Светловолосая, круглолицая, будто с выцветшими на солнце бровями и ресницами и следами оспин на лице, она казалась дурнушкой. Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо Терезы преображалось, озаренное внутренним светом. Франц, руководивший хором, приметил её с первых же репетиций. Симпатия переросла в любовь, Тереза отвечала ему взаимностью. «Счастлив тот, кто находит истинного друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей жене», — записал счастливый Франц в своем дневнике.

Но мать Терезы не собиралась отдавать ее за нищего композитора. Ее покойный муж, отец Терезы, владел маленькой шелкопрядильной фабрикой, и оставшееся после его смерти состояние госпожа Гроб хотела увеличить с помощью выгодного замужества Терезы.

А Тереза, воспитанная в подчинении старшим, даже в мыслях не допускала ослушания. Тихо проплакав до самой свадьбы, Тереза с опухшими глазами пошла под венец. Она стала женою кондитера и прожила долгую, однообразно-благополучную, серую жизнь, умерев на семьдесят восьмом году. К тому времени, когда ее свезли на кладбище, прах Шуберта уже давно истлел в могиле.

В течение нескольких лет (1817—1822) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого своего товарища. Некоторые из них (Шпаун и Штадлер) были друзьями композитора еще по конвикту. Позже к дружескому кружку присоединились музыкант и литератор Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер, певец Фогль и другие. Душой компании был Шуберт. Не слишком красивый на первый взгляд — маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт между тем обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых как в зеркале отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Во время встреч друзья, бывало, читали новые книги, стихи, горячо спорили, обсуждая прочитанное. И часто дружеские встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, экспромтом сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. К сожалению, многие из них так и остались незаписанными. Неизменное восхищение друзей вызывали песни Шуберта, которые он часто сам исполнял. А нередко эти дружеские собрания превращались в загородные прогулки…

Но ни неустроенность быта, ни веселые дружеские собрания не могли отвлечь Шуберта от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», — признавался композитор. По-прежнему Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если ее не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги.

Музыка снилась Шуберту, и, просыпаясь, он тут же кидался к столу записать приснившуюся мелодию, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. На некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

31 января 1797 года родился Франц Шуберт
В этот период жизни Шуберт пишет два замечательных произведения — «Неоконченную симфонию» и цикл песен «Прекрасная мельничиха».

«Неоконченная симфония» состоит не из четырех частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью — менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена, и все прочее оказалось бы лишним, ненужным. А если классическая форма требует еще двух частей — что ж, считал Шуберт, тогда надо поступиться формой.

Но истинным открытием для музыки стали песни Шуберта. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он поднял до художественного совершенства. А сделав это, пошел дальше — ввел песенные мотивы в камерную музыку — квартеты, квинтеты, а затем и в симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим — дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, — лирико-романггическую симфонию. Ее мир — это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и словом, а звуком.

Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» — яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Цикл состоит из 20 отдельных песен. А все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Лирический герой цикла — странствующий подмастерье мельника. Хотя, собственно, в этом цикле два героя — юноша и ручей, вдоль которого он идет. Ручей живет своей жизнью, бурливой и напряженно-изменчивой. Шуберт первым из композиторов так персонифицировал стихию. В дальнейшем это стало характерным приемом романтиков.

В последние десять лет жизни Шуберт пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты; квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Но при жизни композитора его произведения почти не исполнялись, а большая часть их так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. Песни считались тогда пригодными лишь для домашнего музицирования, ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром. Мало того: ноты его лучших Восьмой и Девятой симфоний были найдены лишь много лет спустя после смерти композитора. А песни на слова Гёте, посланные ему Шубертом, так и не удостоились внимания поэта.

Робость, неумение устраивать свои дела, нежелание просить, унижаться перед влиятельными лицами — эти черты характера Шуберта были также немаловажной причиной его постоянной нужды. Он не желал пойти ни в услужение к князю Эстерхази, ни в придворные органисты, куда его приглашали. Временами Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента.

И все же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Это случилось благодаря выдающемуся певцу того времени Иоганну Михаэлю Фоглю, исполнившему песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора.

Интересные факты о Франце Шуберте. | По Факту | Яндекс Дзен
Необеспеченность, непрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Организм его был истощен. Примирение с отцом в последние годы жизни, более спокойная, уравновешенная домашняя жизнь уже не могли ничего изменить. В 27 лет композитор писал своему другу Шоберу: «…я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете…» Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь». Такого с ним еще не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки. «Зимний путь» — это хождение по мукам, цикл, написанный кровью сердца.

В 1828 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех, принес композитору большую радость и пробудил надежды на будущее. Но… конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжелой болезни, и 19 ноября 1828 г. Шуберт скончался.

Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из 600 песен было напечатано около 200, а из двух десятков фортепианных сонат — только три.

Похоронили первого композитора-романтика на венском кладбище. На памятнике — надпись известного поэта того времени Грильпарцера (годом раньше он же написал надгробное слово Бетховену): Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, Но и несметные надежды.


Поделиться

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *