Армянская музыка: Музыка первой половины XX века

Поделиться

Начало XX века, явившееся плодотворным периодом в развитии национальной композиторской школы в Восточной Армении, оказалось малоплодотворным для музыки Западной Армении в результате систематических погромов армян турецкими властями. Армяне-беженцы, вынужденно поселившись в разных странах мира, развивали там свою национальную культуру. Среди зарубежных армянских музыкантов: композиторы — Б. Каначян, О. Берберян, В. Срвандзтян, B. Саргсян, А. Берберян, Г. Алемшах, Г. Газаросян, А. Ованес, Р. Ярдмян; фольклористы — М. Тумаджян, А. Месуменц; дирижер Г. Ягджян; скрипачи — В. Козикян, М. Парикян; виолончелист Д. Алексанян; пианист Р. Петросян; арфистка Ш. Милтонян; певцы — К. Зобян, Д. Ованесян, Ш. Азнавур, Ж. Сергоян, Л. Дурян, А. Токатян, Л. Амара, Л. Чугасзян, Л. Позапалян и др.

Квартет имени Комитаса

Новое развитие национальной музыкальной культуры началось после установления в Армении Советской власти (1920). В 1921 году по инициативе Р.О. Меликяна в Ереване открылась музыкальная студия, преобразованная в 1923 году в консерваторию; помимо подготовки музыкальных кадров, она сыграла большую роль в музыкальном просвещении. В 1924 году создается музыкальное училище в Ленинакане (ныне Гюмри). С 1924 года организуются концерты симфонического оркестра консерватории (дирижеры А.А. Адамян, А.Ш. Мелик-Пашаев, А.А. Спендиаров), в Ленинакане группа артистов с участием А.Ш. Мелик-Пашаева, певицы А.Б. Даниэлян и певца Ш.М. Тальяна поставила ряд русских и западноевропейских опер и оперетт. В 1925 году создан квартет студентов-армян Московской консерватории (в дальнейшем квартет им. Комитаса). В развитии советской армянской музыки важную роль сыграли армянский музыкальный коллектив при Доме культуры Советской Армении в Москве (в его работе участвовали К.С. Сараджев, М.Г. Агаян, Г.Е. Будагян, А.И. Хачатурян, М.С. Мазманян, А.Б. Тоникян и др.), музыкальные секции Домов армянского искусства в Тбилиси (P.O. Меликян, A.Т. Тигранян, В.Г. Тальян, К.О. Закарян, B.А. Умр-Шат) и Баку (А.С. Маилян). С 1927 года при консерватории работает оперный класс (с 1930 — оперная студия). В 30-е гг. в республике открылся ряд новых музыкально-учебных заведений, в 1932 году создана Армянская филармония в Ереване, а в 1933 году — Армянский театр оперы и балета (с 1938 — им. А.А. Спендиарова). В 1932 году организован Союз композиторов Армянской ССР.

Активно развивается и музыкальное творчество. В 20-х годах сов. тема воплощается в массовых песнях Р.О. Меликяна, А.Г. Тер-Гевондяна, М.О. Мирзаяна, К.О. Закаряна, Д.А. Казаряна и др. A.A. Спендиаров создаёт «Эреванские этюды» для симфонического оркестра и оперу «Алмаст» (пост. 1930, Большой театрр, Москва) — произв., ставшие армянской музыкальной классикой. Тогда же были созданы: опера «Седа», симфоническая поэма «Ахтамар» (по легенде О. Туманяна) А.Г. Тер-Гевондяна, соната, пассакалия и фуга для органа X.С. Кушнарёва, вокальные циклы Р.О. Меликяна («Змрухты» и «Зар-вар») — одна из вершин армянской вокальной лирики.

Исторические личности: Хачатурян Арам Ильич

В 30-е годы в армянскую музыку интенсивнее проникает социалистическое содержание, появляются новые жанры. На арену вступает новое поколение композиторов, среди которых особое место занимает Арам Ильич Хачатурян. Его 1-я симфония (1934), концерт для фортепьяно с оркестром (1936), симфоническая поэма с хором (1938), балет «Счастье» (1939), концерт для скрипки с оркестром (1940) явились выдающимися произведениями сов. музыки и первыми в армянской музыке высокопрофессиональными образцами этих жанров. Тогда же создал свои первые оперы А.Л. Степанян — сатирическую «Храбрый Назар» (пост. 1935), эпическую «Сасунци Давид» (соч. 1936), историко-революционную «На рассвете» (пост. 1938). Оперы создают также А.С. Маилян («Сафа»), А.С. Айвазян («Тапарникос»), К.О. Закарян, Л.А. Ходжа-Эйнатов, С.А. Баласанян; балеты — А.Г. Тер-Гевондян («Невеста огня», «Анаит»), С.В. Бархударян («Наринэ») и др.

В жанре камерно-инструментальной музыки создаются произведения для различных инструментов: пьесы для скрипки, фортепьяно A.И. Хачатуряна, квартеты А.Л. Степаняна, соната для виолончели-соло X.С. Кушнарёва и др. Новое развитие получает романс, для которого большое значение имела поэзия А.С. Исаакяна. Продолжает развиваться массовая песня. Завоевывают популярность песни М.О. Мирзаяна, К.О. Закаряна, М.С. Мазманяна, B.Г. Тальяна и др., хоровые обработки нар. песен А.К. Кочаряна и др. Достижения армянского советского музыкального творчества и исполнительской культуры демонстрировались во время первой Декады армянского искусства в Москве (1939).

Великая Отечественная война 1941–1945 годов усилила гражданские, героико-трагедийные мотивы в армянской музыке. Непосредственным откликом на события войны становится песня, воспевающая героизм советского народа: массовые и эстрадные песни и марши А.И. Хачатуряна, Г.Е. Егиазаряна, М.О. Мирзаяна, А.С. Айвазяна, A.А. Мерангуляна, Е.И. Сагаруни, К.О. Закаряна и др. Тема Родины воплощается и в симфоническом творчестве. В эти годы создаются 2-я симфония А.И. Хачатуряна, 1-я симфония А.Л. Степаняна, поэма «Армения» Г.Е. Егиазаряна, произв. Т.Г. Тер-Мартиросяна, М.С. Мазманяна и др., оперы — «Давид-бек» А.Т. Тиграняна (закончена в 1950), «Намус» Л. А. Ходжа-Эйнатова, балет «Гаяне» А.И. Хачатуряна и др.


Поделиться

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *