Армянская народная музыка: Жанры

Поделиться

 

 

Коренная, основополагающая ветвь армянской музыки — крестьянская песня, включает в себя многообразные жанры. Большое место занимают трудовые песни, а среди них — земледельческие: песни пахоты, молотьбы, аробные (от слова арба), с импровизированными текстами и напевами. Мелодии оровелов (оровел — песня пахаря) развернуты, речитативны, эпичны, песни молотьбы и аробные кантиленны, лиричны. Льющиеся напевные мелодии песен прополки отличаются смешанным метром, в песнях домашнего труда также ясно сказывается связанность с ритмом работы.

Разнообразны по содержанию и выразительным средствам любовные песни. В них широко применен прием варьированного развития напева, наиболее развернутые образцы приближаются к романсу. В поэтических текстах любовных песен зачастую фигурируют образы природы. Имеются лирические песни, специально посвященные природе. Эпические песни, как правило, развернуто-речитативны, многокуплетны, с напевным рефреном. Они во многом соприкасаются с древнегусанскими. Исторические песни повествуют о событиях прошлых столетий.

 

 

Песни о тяжелой жизни трудового крестьянина близки по духу жанру песен пандухтов (скитальцев, уходивших в далекие края на поиски заработка). Из обрядовых сохранились песни девичьего гадания — разнохарактерные сольные куплеты с хоровым рефреном; свадебные, составляющие цикл из многих песен (по Комитасу — ок. 100); вохбы — причитания импровизационного склада. Мелодическим богатством отличаются и другие бытовые песни. Значительное место в крестьянском музыкальном фольклоре занимают песнепляски, разнообразные по метру и ритму, соотношениям куплета и хорового припева (иногда за каждой строфой куплета следует четверостишие рефрена, причем рефрен покуплетно варьируется), по характеру движений и эмоциональному строю. Инструментальная музыка крестьян представлена медленными песенными мелодиями с рефреном танцевального характера, исполняемыми на двух дудуках (духовой инструмент), развернутыми импровизациями пасторального либо эпико-повествовательного характера, исполняемыми на блуле (род продольной флейты), иногда на тутаке (свистковая флейта), а также обрядовыми развернутыми пьесами, исполняемыми на 2-х или 3-х зурнах (духовой инструмент резкого тембра) или паракапзуке (волынка).

Городская народная песня и инструментальная музыка также обладают древними традициями; образцы этой средневековой, некогда высокоразвитой музыки (по сведениям летописцев) дошли до настоящего времени лишь в виде отрывков. Современная городская парадная музыка ассимилировала, помимо крестьянской песни и музыки средневекового города, также элементы восточной и западной культур. Мелодика армянской городской песни имеет черты сходства с крестьянской песней, но ей присуща более открытая эмоциональность.

Широко представлен любовно-лирический жанр (часто в развернутых песнях типа романса или в объединениях 2-х песен — медленной и быстрой). Имеются также бытовые, сатирические, шуточные, застольные, студенческие песни, песнепляски (исполняющиеся при сольном танце). Много городских песен, ставших народными, созданы на слова известных поэтов (А. Исаакяна, О. Ованисяна, О. Туманяна, Р. Патканяна, Г. Агаяна, С. Шахазиза, М. Пешикташляна, Г. Алишана и др.). Песни национально-патриотические начиная с 60-х годов XIX века сыграли значительную роль в становлении национального самосознания. Городская народная инструментальная музыка, помимо сопровождения вокальных номеров и разнохарактерных танцев, включала в себя самостоятельные развернутые импровизационные пьесы медленного движения (обычно с лирическими танцевальными рефренами) или попурри из нескольких разнохарактерных пьес, исполняемых соло либо ансамблем. Ансамблевое исполнение в основном унисонное, но в результате импровизированного варьирования в нем возникают элементы своеобразной гетерофонии. Широко применяется выдержанный тон.

В составе инструментальных ансамблей: струнные — кеманча, каман (смычковые), уд, тар (медиаторные), канон (щипковый), сантур (молотковый) и др.; духовые — дудук, зурна, шви, паракапзук; ударные — доол (двусторонний барабан), дапп, или кавал (односторонний открытый барабан), нагара и др. Среди древних инструментов: бамбир, пандир, вин, джутак (один из прототипов скрипки), кнар, джнар, тавих (струнные); сринг, шепор, пог, ехджерапог, галарапог, авагпог (духовые); тмбук, цнцга (ударные); кшоц (шумовой) и пр. Некоторые перестали существовать, другие модифицировались.

Гусан исполняет песню на свадьбе. Миниатюра XVI века

Гусан исполняет песню на свадьбе. Миниатюра XVI века

Музыка гусанов преемственно связана с крестьянским фольклором, но имеет самостоятельный стиль. Она создавалась и исполнялась по определенным канонам, передававшимся из поколения в поколение, что придало этому искусству черты профессионализма. В древности гусаны делились на сочинителей, сказителей, музыкантов, танцоров, актеров и пр. Излюбленной формой стихосложения армянских гусанов средних веков был айрен — двойные, семи- и восьмистопные двустишия с динамическим смещением акцентируемых слогов. Эти разнохарактерные стихи (айрены веселья, свадебные, любовные, колыбельные, плача и др.), как правило, пелись. Многие айрены (так называлась песня вообще) сохранились среди песен Акна (область и город в Западной Армении, славившиеся традициями средневекового гусанского искусства). Их напевы обильно орнаментированы, иногда виртуозны.

Группа музыкантов, XVI–XVII века

Группа музыкантов, XVI–XVII века

С конца XVII века интенсивно развивается армянское ашугское искусство. Ашуги создавали для своих стихов оригинальные напевы, усвоив эту традицию от средневековых тагасацев (создателей тагов). Записывался только текст, сопровождавшийся словесными комментариями относительно характера мелодии. Напевы ашугов передавались изустно и лишь со второй половины XIX века были записаны нотами. Поэтические тексты посвящены различным темам и сюжетам: любовно-лирическим, социально-гражданским, дидактическим, сатирическим и др. Творчество ашугов индивидуально, у каждого из них наблюдается преобладание того или другого интонационного источника, вместе с тем искусству ашугов присущи и общие черты. Мелодии их песен более открыты эмоциональны, чем крестьянские и городские народные мелодии, более гибки по ритму и развернуты по форме. Армянские ашуги применяли различные музыкальные инструменты, среди которых саз, чонгур (струнно-щипковые). Среди выдающихся армянских ашугов XVII–XVIII веков — Нагаш Овнатан, Багдасар Дпир (он же автор тагов), Саят-Нова (Арутюн Саядян); XIX–XX вв. — Ширин (Ованес Карапетян), Дживани (Сероб Бенкоян-Левонян), Шерам (Григор Талян) и др.

 


Поделиться

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *