Павел Багдасарович Луспекаев( Луспекян).

Поделиться

Острова (телепередача) — цикл документальных фильмов о мастерах культуры.

Картинки по запросу Павел Луспекаев

Па́вел Бори́сович (Богдасарович) Луспека́ев (20 апреля 1927, Большие Салы, Ростовская область — 17 апреля 1970, Москва) — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965), Лауреат Государственной премии России (1997, за художественный фильм «Белое солнце пустыни», посмертно). Участник Великой Отечественной войны.

Картинки по запросу Павел Луспекаев

Биография
Детство и юность
Родился Павел 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края (ныне — в Ростовской области). Отец — Богдасар Гукасович Луспекян — был родом из нахичеванских армян (из села Большие Салы), работал мясником; мать Серафима Авраамовна Ковалева — донская казачка[3]. В начале 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.

В 1943 году шестнадцатилетним подростком он ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боёв Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.[4] Его отправили в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли Луспекаев выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации[5]. Руку удалось спасти. После выздоровления П. Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Луспекаев переехал в Ворошиловград (ныне Луганск).

Творческие годы
В 1946 году Луспекаев поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова). Он заметно выделялся среди сокурсников; по предмету «актёрское мастерство» педагоги неизменно ставили ему «отлично».

Картинки по запросу Павел Луспекаев

Во время учёбы Павел познакомился со студенткой Иннесой Александровной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Вскоре они поженились, и у них родилась дочь Лариса.

После окончания Щепкинского училища в 1950 году Луспекаев с семьёй переехал в Тбилиси[6]. В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев, а через два года оседают в Ленинграде.

В 1962 году вскоре после окончания съёмок фильма «Капроновые сети» актёра положили в больницу. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног. Теперь же старая болезнь обострилась. Ему были сделаны две операции: сначала на носоглотке, а затем на ногах — ампутировали некоторые фаланги пальцев на ногах. 1 марта 1965 года официально вышел на пенсию по инвалидности.

В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме «Республика ШКИД» у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль. По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик — пантопон[7]. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев твёрдо решил, что от этой зависимости надо избавиться. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи. Большую помощь Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который несмотря на это снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции[7]. В своём дневнике актёр тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда наконец Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, — начал рисовать себе эскизы протезов.

Последние годы жизни и смерть
В 1969 году во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов.

Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего сорокатрёхлетия.

Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм»[9]. Актёр умер накануне столетия со дня рождения В. И. Ленина. По Союзу было объявлено всенародное празднование и траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду[8]. Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище. На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».

Семья
Супруга Павла Луспекаева Инесса Александровна Кириллова (1923—1988) до выхода на пенсию работала в БДТ, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году, похоронена рядом с мужем.
Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета[7]. Работает в гостиничном бизнесе.
Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне.
Внук Александр учится в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.
Творческая деятельность
В 1944 году Павел был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. В течение двух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, среди которых самыми заметными были: Алёшка («На дне» М. Горького) и Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова).

С 1950 по 1957 годы играл на сцене Тбилисского государственного русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первый выход Луспекаева на сцену театра состоялся 3 ноября в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща». После этого роли последовали одна за другой. Уже тогда репертуар молодого актёра был значительный и необычайно разнообразный: Вожеватов («Бесприданница», А. Н. Островского, 1951), Борейко («Порт-Артур», А. Н. Степанова), Хлестаков («Ревизор», Н. В. Гоголя, 1952), Тригорин («Чайка», А. П. Чехова), Алексей («Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского, 1953), Шок («В сиреневом саду», Ц. С. Солодаря, 1955).

В 1954 году состоялся кинодебют Луспекаева. Он сыграл Бориса в фильме «Они спустились с гор» режиссёра Н. Санишвили. А в 1955 году он снялся в «Тайне двух океанов» режиссёра К. Пипинашвили. Однако, несмотря на то, что картина имела большой успех у зрителей, роль Карцева, колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной.

С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского П. Луспекаев работал в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки. Там он с успехом дебютировал в пьесе А. А. Крона «Второе дыхание» в роли Бакланова. Эта роль буквально поразила театральный Киев. Актёр был настолько органичен в ней, что и зрители, и критики оказались одинаково восхищены его игрой.

Павел Луспекаев в роли Ноздрёва в спектакле «Мёртвые души» (телеспектакль, 1969 год)
В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Большого драматического театра[12]. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького. Своей игрой он завоевал самые горячие симпатии ленинградцев. Самыми заметными были роли Галлена («Не склонившие головы», 1961), Бонара («Четвёртый», 1961), Нагульнова («Поднятая целина», 1964). В 1965 году Луспекаев покинул БДТ из-за разногласий с руководством[каких?] и болезни ног.

В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Эта роль помогла Луспекаеву раскрыть всю мощь своего таланта.[источник не указан 1613 дней] Так как вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис.

В 1966 году актёр снялся в фильме Г. И. Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда. Первоначально предполагалось снять две серии, причём Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, трогательная дружба со шкидовцем Савушкой. Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным.

Последняя роль Луспекаева в кино — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына — состоялась в телефильме «Такая длинная, длинная дорога…»; выход фильма задержали из-за цензуры — в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор вырезали, а выход фильма на телеэкраны задержали до 1972 года, уже после его смерти.

В конце 1969 года киностудия «Беларусьфильм» приступила к съёмкам художественного фильма «Вся королевская рать». На главную роль губернатора Вилли Старка был приглашён Луспекаев. Однако всю роль ему сыграть не довелось. Он скончался, когда было отснято около тридцати процентов фильма. В итоге они были пересняты с новым исполнителем — Г. Жжёновым.


Поделиться

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *