Опера “АНУШ”

Поделиться

Сатеник Саакянц (Сати Спивакова) в роли Ануш, 1983.

Опера Тиграняна «Ануш»
Опера в 5 действиях, 6 картинах; либретто по одноименной поэме О. Туманяна написано самим композитором.
Первое представление состоялось 4 августа 1912 года в Александрополе (в первой редакции).
Показана в Москве на декаде армянского искусства в октябре 1939 года (в современной редакции).

Армен Тигранян - Опера "Ануш"Действующие лица:
Ануш, сопрано
Capo, тенор
Моси, баритон
Староста (кехва), бас
Оган, бас
Мать Ануш, меццо-сопрано
Мать Capo, меццо-сопрано
Подруги Ануш, сопрано, меццо-сопрано
Шафер, баритон
Первое действие

Первая картина. Среди величественных гор Армении, в местности Лори ютится хижина, где живут Ануш, ее брат Моси и их мать. С волнением прислушивается Ануш к песне, которую поет невдалеке юноша Capo. Девушка готова броситься навстречу любимому, но мать удерживает ее. Только уступая настойчивым просьбам дочери, отпускает она Ануш к роднику, где собрались ее веселые подруги.

Вторая картина. Песнями и плясками заполняют досуг девушки. Каждая поет о своем любимом. Пришел и для Ануш долгожданный час — у родника Capo. Горячо и страстно рассказывает он Ануш о своей неутолимой любви к ней. Но девушка грустна, не верит она в свое счастье, томится злыми предчувствиями. Нелегко любящему Capo успокоить взволнованную Ануш.

 

Второе действие
Традиционные народно-бытовые сцены, сопровождающие празднование «амбарцума» (вознесения) в армянской деревне. Как всегда, общую торжественную хоровую песню сменяют пляска, хоровод, игры, затем следует борьба юношей и снова — песни, танцы. На просторной поляне участвуют в празднике Capo, задумчиво печальная Ануш, брат ее Моси. Молодежь просит Capo и Моси побороться. Моси не согласен. Если борются два друга, ни один из них не позволит себе бросить на землю другого и унизить его поражением, борьба должна кончиться вничью — таков древний обычай.

Наступает самый важный момент праздника — гадание девушек. Оно называется «джан-гюлюм» и, по обычаю, не может происходить в присутствии мужчин.

 

Девушки, оставшись одни, с пением народного «джан-гюлюма» (бытовой обрядовый напев) начинают гадать. Различные судьбы ожидают каждую. Но в общем для всех «джан-гюлюм» проходит благополучно. Только одной Ануш выпало зловещее предсказание: ее возлюбленного ждет неминуемая гибель. Возвратившийся Моси пытается успокоить сестру, отвести домой. Вбегает взволнованный печальной вестью о «джан-гюлюме» Capo. Взглянув в лицо любимого, Ануш теряет сознание.

Третье действие
Свадьба Ануш и Capo. Как всегда, шутит, пляшет, веселит гостей староста. Ему вторят шафера, гости. Пастухи — друзья Capo и Моси — приносят подарки, заводят веселый общий танец. Празднество в разгаре, забыты былые опасения, мрачные предсказания.

 

Староста предлагает Capo и Моси показать гостям свое искусство в дружеской борьбе. Гости горячо поддерживают предложение старосты. Capo и Моси выходят вперед, готовясь к схватке.

Староста с группой стариков подходит вплотную к борющимся, чтобы наблюдать за точным выполнением правил состязания. Боевой задор все больше овладевает юношами, но они хорошо помнят старинный священный обычай: ни один из них не смеет бросить противника на землю, иначе он нанесет ему смертельное оскорбление. Борьба — игра, победителей и побежденных здесь не должно быть. Случилось, однако, так, что в один из острых моментов состязания взгляд Capo упал на Ануш. Юноша увидел, с каким волнением следит любимая девушка за каждым поворотом борьбы, как восхищается мужеством, силой и ловкостью своего жениха. И Capo на мгновение забылся. С невероятной силой бросил он Моси на землю и завоевал запрещенную победу в дружеской борьбе. Как величайшее оскорбление, смываемое только кровью, воспринял Моси поступок Capo. Напрасно Ануш, староста, гости пытаются охладить гнев разъяренного Моси. «Плата за позор — нечестивца кровь» — восклицает он, омрачая свадьбу своей сестры.

 

Четвертое действие
Моси не может простить Capo кровной обиды. Возбужденный и гневный, он требует от Ануш полного разрыва с Capo. Устрашенная угрозами брата, Ануш обещает исполнить его волю. Но как только Моси удаляется, к девушке тайно приходит Capo. В холодную зимнюю ночь Ануш покидает родимый дом и вместе с Capo убегает в горы.

Вдали возникает зарево пожара. Горит кем-то подожженный стог Capo. Сбежавшийся народ не знает, кто поджигатель: одни говорят, что сам Capo поджег стог, чтобы прикрыть свое бегство с Ануш, другие считают это делом рук Моси. Но ему безразлично, что о нем думают. Он занят одной мыслью: настигнуть Capo и убить ненавистного обидчика.

 

Пятое действие
Дико и безлюдно в горах Лори, где скрывается Capo. Ануш ушла в деревню, надеясь склонить родных к примирению с Capo, а он остался один в ущелье. Здесь и настигает его пуля мстительного Моси.

Весть об убийстве Capo собрала в горное ущелье все население деревушки. Горько причитает над трупом сына старая мать. Напрасно подруги Ануш, ее мать и друзья пытаются утешить девушку. Она не слышит ни уговоров, ни слов утешений — горе лишило ее рассудка. С высокого обрыва бросается Ануш в волны Дебеда. И лишь печальная песня собравшихся у реки поселян провожает в последний путь девушку, павшую жертвой диких, варварских предрассудков старого патриархального быта.

Опера «Ануш» написана выдающимся армянским композитором Арменом Тиграняном по одноименной поэме великого армянского поэта Ованеса Туманяна. Это история о горькой судьбе влюбленных, павших жертвой суеверия и предрассудков. И Тигранян, художник высокого поэтического и лирического таланта, связанный неразрывными узами с родной Арменией, создает произведение, волнующее накалом страстей.

К тому времени, как у Тиграняна возникла идея написать истинно армянскую оперу, он уже был признанным музыкальным деятелем, известным композитором и хормейстером.

«Мысль написать армянскую оперу давно занимала меня, но все сюжеты, к обработке которых я собирался приступать, не воодушевляли меня в достаточной мере…»

Но долгое время подходящего сюжета оперы не было. Сама судьба словно готовила композитора к созданию своего выдающегося произведения. Пока однажды к нему в руки не попала поэма Ованнеса Туманяна «Ануш».

«Она всецело захватила меня. Не говоря о высокой художественности поэмы, сама конструкция ее, ее замечательный пролог, скорбь фей о беззаветно влюбленных, серенада Capo на рассвете – все это требовало облечь прелестную поэму в музыкальную форму, переложить ее на музыку. Увлеченный темой, я написал оперу…».

«Ануш» стала первой полноценно написанной на армянском языке и языком армянской народной музыки оперой, которая в национальной армянской оперной литературе создала новое стилистическое направление. Армен Тигранян работал над нею в течение четырех лет – с 1908-го по 1912-ый годы, хотя надо отметить, что за последующие 30 лет композитор внес множество изменений и дополнений в текст либретто.

Армен Тигранян в основном работал в Александрополе – родной город вдохновлял его. Еще в самом начале – в 1908-ом году, в Тифлисе были представлены отдельные фрагменты оперы, а исполняли их ученики знаменитой армянской школы Нерсисян.

Афиша о втором представлении оперы «Ануш» в Алексанрополе 12 августа 1912 года

Премьера оперы «Ануш» состоялась 4 августа 1912 года в зале Народного собрания города Александрополя.

Афиша о втором представлении оперы «Ануш» в Алексанрополе 12 августа 1912 года

Роль Саро играл Шара Тальян, а образ Ануш воплотила Астхик Марикян. Зал был переполнен, а тем, кому не удалось войти внутрь, собрались на улице, у открытых настежь окон. В те годы почти не было средств на то, чтобы надлежащим образом сделать постановку, декорации, костюмы. Плохой была и акустика, а вместо полноценного оркестра – группа музыкантов в составе 12 человек. Все музыканты и оркестра, и хора были очень молоды и даже несмотря на то, что их исполнение было в целом безукоризненно, ощущалось отсутствие опыта и профессионального мастерства. Но даже несмотря на все эти недостатки, зрители сумели почувствовать всю силу и невероятную красоту первой армянской оперы – спектакль имел ошеломительный успех!

Известный музыковед Александр Шавердян, свидетель премьеры, так писал о премьере оперы «Ануш»:

«Поистине, армянская классическая опера родилась в рубище! Достаточно сказать, что оркестр состоял лишь из двенадцати музыкантов.

Опера «Ануш», 1935г


Среди исполнителей – и в хоре, и среди солистов преобладала молодежь школьного возраста, певшая с искренним увлечением и старательностью, но лишенная необходимого опыта и профессионального мастерства. Неприспособленность помещения, крайняя ограниченность средств, бедность костюмов и декораций – вот в каких условиях была осуществлена первая постановка «Ануш».

И все же спектакль имел успех беспримерный. Публика, расходясь, уносила с собой запомнившиеся и полюбившиеся мелодии, органично слившиеся с образами туманяновских героев. Слава о новом произведении, встреченном как выдающееся событие в армянской культурной жизни, вышла за пределы Александрополя».

После премьеры толпы людей с факелами вышли на улицы. Они пели запомнившиеся арии из оперы, и это было настолько искренне и проникновенно, что, казалось, отражало характеры героев Туманяна и красоту его родного Лори. Уже тогда стало ясно, что оперу «Ануш» ждет большое будущее.

В Александрополе опера была поставлена еще несколько раз, после чего началось ее победное шествие и по другим городам. Вскоре Армен Тигранян со своим небольшим оркестром и труппой объездил очень многие города Армении, России и в Закавказье. И везде оперу принимали с восторгом.

А уже с полным оркестром, профессиональными исполнителями опера «Ануш» была поставлена по случаю 50-летнего юбилея Ованнеса Туманяна в 1919 году – в Артистическом театре в Тбилиси. Дирижировал оркестром сам Тигранян.

«Ясно было одно – армянская опера не должна была быть повторением европейской. Она должна была быть самобытной, национальной и близкой народу».

Когда в 1932 году состоялось открытие театра оперы и балета в Ереване, то первым оперным спектаклем стала опера Александра Спендиарова «Алмаст», написанная опять же по поэме Ованеса Туманяна «Взятие Тмкаберда». А следующей работой театра стала новая постановка оперы «Ануш», которая и по сей день не сходит со сцены.

 


Поделиться

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *