У армян Новый год не был праздником чревоугодия

Поделиться

У армян Новый год не был праздником чревоугодия. Он скорее напоминал ритуал, в котором каждый элемент праздника имел свое смысловое значение. Об этом рассказала Sputnik Армения заведующая экскурсионным отделом Музея истории Еревана Марина Хачманукян.

В старину вместо ели было самодельное дерево, а игрушек — фрукты и сладости. Бабушки пекли «Тареац» , а дедушки сами мастерили главное украшение праздника.

В канун праздника, старшая женщина в доме выпекала «Тареац» (Хлеб года) с копейкой. Из того же теста делали куклы на каждого члена семьи. Именно на этих печеньях и гадали после их выпечки.

Если во время выпечки тесто сдувалось, получалась сдобная булочка. Это значило, что того, в честь кого была сделана фигурка, ждет удача: если куколка женского пола надувалась в области живота, то это к пополнению в семье, если отваливалась рука или голова, то это к неудаче или болезням.

«Эти булочки назывались Асилик и Василик. А «Тареац» готовили по количеству членов семьи и еще добавляли один для дома и кусок для каждого отсутствующего члена семьи — находящегося в пути или ушедшего в мир иной», – рассказала она.

Также армяне наряжали символ праздника — но не обычную зеленную елку, а сделанное из натуральных веток символическое дерево. Глава семейства вместе с сыновьями мастерил дерево, которое украшали красными и зелеными ленточками и всеми видами фруктов и сладостей, имеющихся в доме. Было важно, чтобы дерево было украшено колосьями и гранатами, поскольку они символизировали достаток и единство очага.

«В языческие времена у армян был культ дерева, и он постепенно перешел в христианскую культуру. Красная лента на дереве символизировала солнце, а зеленая природу. Почти все элементы украшения были яйцевидными и круглыми, что символизировало вечность и жизнь. Было особо важно, чтобы все было ярким и красивым», – отметила Хачманукян, добавив, что идея наряжать елку пришла в XX веке из Европы.

В Западной Армении существовала традиция росписи фаянсовых яиц. На них рисовали ангелов Серафима и Херувима, дарили церквям в память об усопших. Именно их считают прототипами яиц Фаберже, подчеркнула Хачманукян.

А в Восточной Армении была традиция под названием «кахука» (или «готеках», «члолунк»). Молодые люди в новогоднюю ночь брали с собой свертки или корзины и спускали их через дымоход, поздравляя членов семьи песнями и пожеланиями. Хозяйка дома была обязана наполнить корзины фруктами и сладостями.

В старину глава семьи поднимал первый бокал, благословлял стол, поздравляя семью с Новым годом, и предлагал всем отведать меда, чтобы в новом году было много сладких дней. А девушки бросали в воду кусок «Тареаца» или разжигали костер, предавая огню все плохое прошлого года.

В современном мире мало что сохранилось из древних традиций, но армяне по-прежнему трепетно и чутко относятся к празднованию Нового года. И в некоторой степени ритуальность этого торжества сохранилась до наших дней.

Нана Мартиросян armeniasputnik.am

Тарехац в Музее истории Еревана
Заведующая экскурсионным отделом Музея истории Еревана Марина Хачманукян у традиционной новогодней елки
Праздничные игрушки на традиционной новогодней елке в музее истории Еревана
Каханд пап (Дед мороз) и праздничные игрушки традиционной новогодней елки в музее истории Еревана
Праздничные игрушки на традиционной новогодней елке в музее истории Еревана
Праздничные игрушки на традиционной новогодней елке в музее истории ЕреванаМатериал подготовлен на основе информации  открытых источников.


Поделиться

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *